Профессиональный блог Виталия Павлова

Управление продажами или зачем нужен отдел продаж?

Это только на первый взгляд вопрос "зачем нужен отдел продаж?" звучит как шутка. Но на самом деле, если вам приходилось сталкиваться с организацией управлением продажами в компании, то становится не до смеха.

Система управления продажами на современном предприятии - это нашпигованая всякими современными приложениями высокотехнологичная структура. Начнем с того, что каждый менеджер по продажам обычно использует минимум 3 информационные системы. Начиная с CRM - ERP и заканчивая системами для управления проектами и прочими интранетами.

Все это стоит денег. И не малых. Не только сама лицензия на систему, ведь вам необходимо постоянно ее администрировать. Но не это главное.

Управление отделом продаж в такой ситуации становится похожим на управление Боингом. За тем лишь исключением, что Боинг эксплуатируется в условиях достаточно определенных, в то время как отдел продаж работает зачастую в полной неопределенности. Поэтому руководитель отдела продаж или коммерческий директор должны обладать таким набором компетенций и личных качеств, что им впору сдавать экзамены на летную лицензию. Отсюда и высокая стоимость таких специалистов.
Но и это еще не главная мысль.

С каждым годом расширяется инструментарий для автоматизации многих процессов в продажах. И, при большом желании, уже сейчас можно организовать отдел продаж ВООБЩЕ БЕЗ ПРОДАВЦОВ. Если вы знаете про автоворонки, то понимаете о чем я говорю.

И в ближайшем будущем мы точно увидим полностью автоматизированные системы продаж из коробки, что называется "под ключ". Вы просто подключаетесь к системе, проводите первичную настройку и дальше она работает сама, обучается сама, оптимизирует процесс полностью сама. В такой реальности продавец как штатная единица больше не нужен.

Но это будущее, а пока автоворонки могут работать в простых продажах, где цикл сделки небольшой и риск (в том числе и воспринимаемый целевой аудиторией) не велик. А пока продавец используется как минимум на последней миле, т.е. работает с уже пришедшими лидами, закрывает их на сделку.

Кстати, про холодные звонки, как способ генерации лидов, я уже много высказывался и повторюсь. Сейчас они работают только в очень узких нишах (например промышленный b2b), где длинный цикл сделки и высокая стоимость контракта. В противном случае использование такого инструмента как холодные продажи не рентабельно.

Вот и получается, что система управления продажами на сегодняшний день еще не может обходится без продавцов. Они "очеловечивают" лицо компании и закрывают сделки. Но в большинстве случаев лидогенерацию нужно отдавать в маркетинг - они и лидов приведут больше и сделают это дешевле. Так что все будут в выигрыше.